Мебель Древней Индии: мозайка и резьба
29.04.2016
Бамбейская мозайка, искусная резьба и необыкновенный колорит индийской мебели вдохновляет и удивляет. Говоря о Древней Индии, необходимо помнить, что еще в первом тысячелетии до н.э. преобладающей религией на территории Индии был брахманизм, в основе которого лежит дифференцированное деление общества на касты. Учитывая приверженность индусов традициям, право заниматься ремеслом переходило от отца к сыну по строгим кастовым канонам. В своих изделиях мастера-ремесленники использовали почти все, что дала им природа: дерево, растительное волокно, камень, глину, кость, раковины, листья и травы. В изделиях мебельных мастеров нашли отражения привычки и религиозные взгляды жителей загадочной древней страны.
Древняя Индия интерьер От стула к трону
Жители Востока и Древней Индии имели своеобразную привычку сидеть на земле, скрестив под собой ноги. Такая поза использовалась и при сидении на стуле. Поэтому для эпохи Древней Индии характерным был стул без спинки с сиденьем круглой формы или табурет, состоящий из ажурного каркаса и подушки в виде сплющенного шара, своеобразный прообраз привычного для нас пуфа.
Для торжественных случаев использовалась роскошная мебель: парадный трон, с ножками, суживающимися внизу, выступающими верхними рейками, украшенными головами драконов. Если судить по дошедшим до нас изображениям, сидящие люди отдавали предпочтение одной позе: поджатая левая нога расположена на сидении, а сами они наполовину на корточках. Однако известны и более удобные лавки для сидения, напоминающие современную софу. 
Любопытное свидетельство донесла нам «Чулавамса» - вторая часть «Махавамсы», исторической поэмы V века, - о том, как царь Джеттихатисса, живший в IV веке, сам слыл прекрасным мастером резьбы по слоновой кости и даже сделал фигуру Бодхисатвы (существо с просветленным сознанием) из кости слона и отдельные элементы для своего царского трона.
Применение лаковой техники 
Природное богатство Индии различными смолами дало развитие лаковой технике в мебельном мастерстве. Сложные орнаменты и повышенная декоративность воплощались индийскими мастерами в цветном лакировании и в резьбе по дереву. В основном применялись два метода: выточенные элементы мебели покрывали быстросохнущими цветными лаками и многослойное нанесение с последующим процарапыванием рисунка. Мастера по лаку стояли на низшей ступеньке в ремесленной среде.

И-вадуво, как называли себя специалисты по лаку, в основном работали как токари, вытачивая из дерева элементы мебели. Вращая предмет на токарном станке, можно легко покрыть его лаком, прижав к нему специальную лаковую палочку. Нагреваясь от трения, она, размягчаясь, заполняет углубления, вырезанные на предмете. Такая техника особенно известна в изделиях джодх-пукских мастеров, изготавливающих декоративные элементы мебели. 
Различные небольшие изделия из мебели, всевозможные ящики изготавливались предварительно из папье-маше, а затем лакировались сложным образом. Использовалась интарсия – врезка в деревянную поверхность перламутра, черного дерева, слоновой кости, получившая название бомбейской мозаики. 
Стол Древняя ИндияОт простоты к изысканности
Непритязательные и неприхотливые индусы широко использовали примитивную опору для тела – «байрагу». Сидящие в своей привычной позе на корточках, индийские факиры спокойно спали, опираясь головой и руками об эту подставку. В то же время индусам не чужды были понятия о комфорте, о чем говорит кресло для церемоний, принадлежащее буддийскому монаху, которое напоминает своей конструкцией деревянный трон. 
Тумба Древняя ИндияМебель Древней Индии разнообразна: причудливые ножки табуретов и кресел, богатая резьба украшений изголовий кроватей. В «Чулавамсе» говорится, что мебель во дворце царя Паракрамабаху, который известен тем, что придя к власти в 1140 г. постепенно установил единоличное централизованное правление, была украшена золотом и дорогой слоновой костью. Индийский стиль мебельного искусства характеризуется пышной ажурной резьбой, страстью к декору и украшениям. Наряду с проработанными тщательным образом деталями, в глаза бросается пристрастие индусов к помпезности и орнаментальной сложности. Причем зачастую само изделие не стоит по своему назначению тех усилий и терпения восточного мастера, который педантично и кропотливо его создал.

← Назад